Рынок ЖД билетов 2015/2016

За 2015 год объемы продаж железнодорожный билетов нашей агентской сети выросли в 2,9 раза. Это немного больше, чем мы рассчитывали, что, конечно радует. Что касается рынка в целом, то объём продаж ЖД билетов вне касс Укрзализныци (электронные каналы продаж, то есть агентские сети и продажи в Интернет) в 2015 году составил 37% от общих объёмов продаж, тогда как год назад это было всего лишь 13%.

То есть за год рынок продаж ЖД билетов вырос более чем в 2,86 раза

Это экспоненциальный рост (е=2,718…). По нашим прогнозам, в 2016 году рынок вырастет минимум до 54%, что в абсолютном выражении составит около 30 миллионов железнодорожных билетов, которые будут продаваться через всевозможные электронные каналы продаж. В денежном выражении, это более 800 миллионов гривен.

Если сегментировать рынок железнодорожных билетов, станет понятно, что существует два взаимозависимых тренда. С одной стороны, это рост продаж вне касс Укрзализныци включающий собственные продажи через сайт и продажи в агентской сети, и падение объемов продаж собственно в кассах монополиста. Что вполне естественно, так как объемы перевозок, то есть количество билетов на рынке существенно не изменяется.

Рынок ЖД билетов 2016 2015

Продажи ЖД билетов в агентской сети Argest Group

Таким образом, не смотря на общее снижение объемов железнодорожных пассажирских перевозок, рынок электронных продаж стремительно развивается и на нем пока еще много свободного пространства для новых игроков и новых решений.

Доля рынка 2015 2016

Онлайн VS офлайн

Для начала стоит уточнить, что под продажами off-line мы понимаем модель, при которой пассажир покупает билет не самостоятельно. То есть ему оказывается услуга. Например, такими продажами мы считаем продажу билета на поезд в туристическом агентстве или кассе подключенной к нашей системе.

Онлайновыми же продажами мы считаем продажи на нашем сайте и сайтах партнеров. При такой модели пассажир самостоятельно покупает и оплачивает билет.

В первом случае добавленная стоимость гораздо выше, что очевидно, ведь клиенту оказывается услуга. Но стоит обратить внимание на следующее — в нашем общем объеме офлайновые продажи занимают около 80%. Конечно вышеприведенные данные касаются только агентской сети Аргест Групп, у других участников рынка структура может быть другая.

То есть онлайн сервисы все еще не так популярны у отечественного потребителя, как можно было бы ожидать, и как собственно мы ожидали ровно год назад. Существует несколько факторов, объясняющих причины такого дисбаланса. И хотя объемы продаж в 2015 выросли в 1,86 раза по отношению  к 2016-му году, все же рост он-лайн сегмента, по нашему мнению, пока не поспевает за традиционными каналами

Он-лайн рынок билетов

Несмотря на то, что уровень проникновения интернет в 2015 году по данным Украинской интернет ассоциации составлял 58%, это всего на 1% больше, чем в 2014 году. То есть, количество потенциальных потребителей онлайн сервиса продажи билетов практически не изменилось.

Количество разнообразных запросов касающихся железнодорожных билетов в Украине увеличилось в среднем на 5% по данным Google Trands.
При этом количество пользователей e-commerce услуг по разным данным увеличилось от 40% до 50%, но за счет таких услуг, как пополнение счета мобильного телефона или оплаты коммунальных услуг. По данным компании Portmone количество пользователей он-лайн платежей составляет около 6 миллионов человек. В компании WayForPay оценивают долю онлайн платежей в 25%, что на 10% больше чем в прошлом году.

Рынок жд билетов вне касс 2015-2016

Компания Ernst&Young в 2014 году оценила объем украинского рынка e-commerce в 2 миллиарда долларов, для Польша с населением 38 миллионов человек более чем в 4 раза больше, при том, что уровень проникновения интернет в Польше ненамного больше, чем в Украине – 60%.
Таким образом, рынок электронной коммерции в Украине находится пока еще в процессе становления, что говорит о большом потенциале как рынка в целом, так и такого его сегмента как продажа электронных транспортных билетов.

Конкуренция

Конкуренция в онлайн сегменте выше, чем в офлайн. Во первых маржинальность здесь ниже, ведь клиенту оказывается меньший объем услуг, во вторых — покинуть один сайт и перейти на другой пользователю гораздо проще, чем проделать то же самое в случае с офисом сервисной компании. Поэтому участники рынка не спешат инвестировать в продвижение услуги он-лайн, понимая, что в случае с ЖД билетами прибыль в большей степени зависит от объемов продаж, чем, например, в случае с авиабилетами, где заработок выше за счет большей стоимости билета.
К тому же в интернет приходится конкурировать еще и с официальным сайтом самой Укрзализныци, что еще более снижает интерес к онлайн сектору.

Знания

Главный по нашему мнению фактор сдерживающий он-лайн продажи, это отсутствие специфических знаний касающихся продвижения сервисов в интернет.
Многие участники рынка полагают, что достаточно установить он-лайн модуль на свой сайт чтобы начать продавать билеты. Удается это тем, кто уже имеет хороший целевой трафик на сайт.

Остальным необходимо продвигать услугу и среди своих клиентов (если сайт уже имеет стабильную аудиторию) и привлекать новых. А это требует либо финансовых затрат, либо времени и знаний.

К счастью, в вопросе знаний мы можем помочь, поэтому запланировали провести серию обучающих семинаров для наших партнеров в начале 2016 года.
Перспективы онлайн продаж

Мы не считаем, что в 2016 году рынок электронной коммерции существенно изменится. А это значит, что придется бороться за клиента, не ожидая, что рост рынка все решит сам.
Таким образом, чтобы привлечь клиента в 2016 году в сегменте традиционного интернета, ему будет необходимо либо предоставить такие сервисы, которых нет у конкурентов, либо предоставить их более качественно. Среди факторов определяющих качество мы видим сокращение времени на покупку, простой и удобный интерфейс (что может привлечь неопытных пользователей услуги) и какие-либо уникальные услуги, полезные для пользователя.

Конечно существует вариант выхода просто на другой рынок, например рынок мобильного интернета.

Мобильный интернет

В 2015 году доля посетителей пользующихся услугами нашего сайта и сайтов наших партнёров с помощью мобильный устройств выросла до 30,5%, тогда как в 2014 году таких пользователей было 22%.
Наверняка в 2016 году рост количества пассажиров покупающих билеты при помощи мобильного телефона или планшета продолжит увеличиваться. А это в свою очередь открывает перспективы для разработчиков мобильный приложений.
Стоит отметить, что доля пользователей Android устройств выросла с 60,7% в 2014 году до 69% в 2015, за счет снижения количества пользователей iOS. Соответственно с 31,5% iOS до 25% уменьшилось количество посетителей использующих продукцию Apple.

Потребители услуги

Конечным потребителем услуги, конечно является пассажир, у которого есть необходимость попасть из точки А в точку Б. Но получить эту возможность пассажир может несколькими способами:
По старинке, в ЖД кассе

Или по-новому:
1. Через Интернет самостоятельно.
2. При помощи посредника.

Конечно, со временем число тех, кто покупает билеты в кассах будет и дальше уменьшатся. Но вот касательно второй группы мы не все так однозначно.
В настоящее время, как уже было сказано выше, доля он-лайн продаж в нашей сети находится на уровне 20%. Не смотря на то, что количество партнеров установивших модули на свои сайты не как не меньше тех, кто предоставляет сервис в офисе или кассе.
Все-таки большинство пассажиров предпочитают иметь дело с посредниками, которые готовы предоставить сервис по покупке билета на автобус, поезд или самолет. При том, что в среднем наценка агентства на ЖД билете составляет 10-20 гривен, клиент вполне готов заплатить за сэкономленное время и удобство. И в будущем году кардинальных изменений предпочтений ждать не стоит.

Таким образом не смотря на то, что покупки билетов через интернет являются очень перспективным сегментов билетного рынка и в 2015-м и 2016 году. Не стоит ждать его стремительного роста, в отличие от сегмента связанного с посредническими услугами, который довольно легко конвертирует пользователя традиционной железнодорожной кассы в пользователя услуг коммерческой кассы с более высоким уровнем сервиса, но стандартной для клиента моделью работы.

Кому интересен рынок ЖД билетов

Компании заинтересованные в предоставлении сервиса транспортных билетов можно условно разделить на две категории:
1. Те, для кого продажа билетов является бизнесом
2. Те, для кого билеты являются дополнительной услугой и конкурентным преимуществом

В первую категорию можно отнести коммерческие железнодорожные кассы и небольшие трэвел агентства с удачным месторасположением.
Более перспективным является такой бизнес для туристических агентств расположенных в городах с населением от 500 000 до 100 000 человек. Потому, что количество постоянных пользователей интернета, а соответственно и доля тех, кто привык совершать покупки онлайн в таких населенных пунктах не велико, количество потребителей готовых перестать покупать билеты в железнодорожной кассе на вокзале наоборот достаточно высокое.

Ко второй категории мы относим сетевые туристические агентства, агентства делового туризма (MICE), корпоративных клиентов, банки и отели.
Для всех перечисленных выше компаний прибыль от продажи билетов не является основным, хотя в текущих условиях весьма нелишним. Зато предоставления такого сервиса способно создать дополнительное преимуществом в глазах клиента, либо при помощи продажи билетов, привлечь новых потребителей основной услуги.
Также очень интересным сервис продажи ЖД билетов станет для тех агентств, которые переориентируются с внешнего туристического рынка на внутренний (что естественно в виду уменьшения покупательской способности населения и переориентации на отдых внутри страны).

В заключение немного обобщений

• В 2015 году рынок рос экспоненциально, но в 2016-м такого роста ждать не приходится, хотя все же ожидается значительный прирост в пределах 15% –20%.
• Рост рынка ЖД билетов происходит за счет снижения продаж в традиционных ЖД кассах
• В интернет-продажах бороться за клиента придется больше, чем в офлайн
• Стоит ожидать роста в сегменте «мобильного интернета»
• Хорошие перспективы в онлайн есть у тех компаний, которые предложат клиенту новые сервисы, либо инвестируют ресурсы в продвижение услуги
• Для традиционных участников рынка туристических услуг железнодорожные билеты будут хорошим средством конкурентной борьбы, а при вложении определенных усилий и неплохой добавкой к общей прибыли

Комментарии
0

Оставте свой комментарий:

*